четверг, 4 декабря 2014 г.

Ошибана как "дзэнское" искусство


Часто любые работы, выполненные из растений, называют «ошибана», но это не совсем правильно. Давайте попробуем разобраться, чем же отличается собственно «ошибана» от прессованной флористики (pressed plant art), или живописи растениями.


Kate Chu (USA). Peaceful bamboo

Как известно, художественные композиции из растений, засушенных плоскостным способом (под прессом), появились в Японии около 600 лет назад. Это называлось «ошибана» (или «осибана»), что по-японски означает «прессованные цветы» и было одним из видов дзэн-буддистского искусства, владение которым входило даже в знаменитый свод правил самураев «Бусидо» («Путь воина»).
Попытаемся представить себе, чем же была та японская ошибана, которой занимались самураи. До нас, конечно, не дошли достаточно старые картины из растений. Возможно, в самой Японии есть музеи, в которых сохранились какие-то образцы той древней ошибаны,- мне об этом неизвестно, и мы только можем отталкиваться от уникальности японского видения мира. 
Япония долгое время была изолирована от всех, но в то же время она никогда не прерывала отношений со своим соседом-Китаем. Китай был для Японии духовным источником, из которого она брала книги, предметы обихода, образцы искусства, законы и иероглифическую письменность. Каллиграфия, живописная техника, музыкальная культура, архитектура и философские учения – все это было в разное время заимствовано из Китая, вплетено в японскую культуру и умело приспособлено к собственным потребностям и специфическим особенностям страны.
Каково же было восприятие мира у китайцев и японцев, которое легло в основу созданного ими искусства? С традиционной восточной точки зрения, подлинная реальность – это Небытие, Пустота, но не просто пустота, а такая, в которой уже всё есть, только в невыявленной форме. Если по нашим понятиям небытие – это конец всего, куда все исчезает безвозвратно, то по восточным понятиям – это начало всему, откуда всё появляется. Мир, с восточной, буддистской точки зрения, не сотворен, а спонтанно развивается из самого себя, а источник его саморазвития – это и есть то самое Небытие, из которого всё вырастает, как из зерна.
Вспомним знаменитый символ Инь-Янь, изображающий вселенную и состоящий из двух противоположностей, замкнутых в пределах одного круга в виде изогнутых половин. Черная точка на белой половине и белая – на черной говорят о том, что каждая половина уже содержит в себе зерно противоположной, так что неизбежен переход одной в другую. Присутствуя во всём, Инь-Янь действуют друг в друге, что и создаёт внутренний источник движения. 
Так как все меняется, то ничего нельзя определить однозначно: белое станет черным, а черное – белым. Это и есть восточная модель мира.
Итак, изначально всё уже есть; и формы, и вещи, и образы – всё пребывает в Небытии в невыявленной форме. А поэтому с точки зрения восточных учений невозможно в принципе создание чего-то нового, ранее не существовавшего, и человек призван лишь угадывать и выявлять то, что уже есть. Поэтому вершина искусства – сама природа, нерукотворное творчество, а художник – её ученик. Согласно этой концепции, не человек присваивает себе функции творца, а сама Природа через человека проявляет себя, свои скрытые в Небытии возможности, а человек лишь должен не мешать ей, должен "не действовать". Как это непохоже на убеждение Леонардо да Винчи, что живописец спорит и соревнуется с природой!


Теперь поговорим о дзэн-буддизме, который пришел тоже из Китая и начал распространяться в Японии в средние века, а по некоторым источникам – немного раньше, но несомненно одно – эта философия оказалась близка самураям, благородным рыцарям средневековой Японии. И хотя число самураев никогда не превышало 10% от общего количества населения страны, это был господствующий класс, и поэтому дзэн на долгие века стал господствующим учением. К XIV веку дзэн-буддизм целиком овладел воображением японцев и проник во все сферы их духовной культуры. Он настолько импонировал характеру японского народа, особенно в нравственном и эстетическом аспектах, что проник в японскую жизнь гораздо глубже и укоренился прочнее, чем в китайской. Поэтому можно сказать, что все японские искусства – от поэзии и до боевых искусств – формировались под влиянием особого способа мышления и мировосприятия дзэн. Можно даже сказать, что японское искусство – это и есть практика дзэн, воплощенная в живописи, поэзии, икебане или ошибане. Фактически дзэн – это практическая интерпретация буддистской доктрины просветления. Конечно, это учение не проникло бы так глубоко в сознание японцев, если бы не отвечало их собственным мироощущениям, не оказалось близко их собственной религии синтоизму, для которой главным было не осознать, а непосредственно пережить явление. 

Здесь мне хочется сделать небольшое отступление, чтобы немного рассказать про синтоизм, который считается исконной японской религией, а также про некоторые другие вещи. Это тоже довольно любопытные факты. Но если вас интересует только ошибана, вы сразу можете перейти к продолжению статьи.

Итак, «синто» в переводе означает «путь богов». Под богами ("ками") японцы понимали духов, обитающих в природных объектах и явлениях, а также духов умерших. Эти ками незримо присутствуют везде и участвуют во всем происходящем. Они буквально пронизывают окружающий мир. При синтоистских храмах всегда есть вот такие ворота в никуда – тории - они символизируют границу между миром обыкновенным и миром ками.

Тории синтоистского 
храма Ицукусима





Люди, согласно Синто, произошли непосредственно от ками, живут с ними в одном мире и после смерти тоже могут переходить в разряд ками. Поэтому идеалом считается гармоничное существование с окружающим миром, слияние, духовное единство. А любопытно здесь то, что синтоизм своими корнями уходит в верования коренного населения японских островов – айнов, которые были оттеснены на север выходцами из Китая и Центральной Азии и потом ассимилировались с ними. А вы знали об этом? Потом они проживали на Сахалине, Курильских островах, Камчатке. Сейчас осталось лишь несколько резерваций айнов на о. Хоккайдо. Считается, что айны были такими же отъявленными язычниками, как славяне, - поклонялись разным божествам, одухотворяли практически все явления натурального порядка, природу в целом, а по сути же принадлежали к той единой ведической цивилизации белой расы, существование которой так тщательно замалчивалось долгое время.
Когда в XVII веке русские землепроходцы достигли «самого дальнего востока», где, как им думалось, твердь земная соединяется с твердью небесной, а оказались безбрежное море и многочисленные острова, они были изумлены обликом встретившихся им туземцев. Пред ними предстали заросшие густыми бородами люди с широкими, как у европейцев, глазами, с крупными, выступающими носами, похожие на мужиков южной России, на жителей Кавказа, на заморских гостей из Персии или Индии, на цыган, – на кого угодно, только не на монголоидов, которых казаки повсеместно видели за Уралом.





Айны создавали удивительную по красоте керамику, загадочные статуэтки догу, напоминающие человека в современном космическом скафандре, а кроме того, оказалось, что они были едва ли не самыми ранними земледельцами на Дальнем Востоке.






А вот такие украшения встречаются на айнских культовых сооружениях. Ведь это наши свастические символы, так ведь?




А в кружочке – это солярный символ трискелион, символ движения солнца, который встречается у греков, крито-македонцев, этрусков, кельтов, т.е. тоже славяно-арийского происхождения.






Айнские печати:


  



Так вот, в какой-то момент мигранты из Китая и Азии начинают теснить коренное белое население, айнов, и начинается война между складывающимся государством мигрантов-монголоидов, которые в будущем станут основой японской нации, и вытесняемыми айнами. Почти полторы тысячи лет продолжалось это противостояние, в результате которого и возникло самурайство. Жестокие войны с аборигенами-айнами на окраинах японского государства вынуждали властителей этих провинций создавать для защиты собственные военные формирования. Постепенно они стали профессиональными войсками, защищающими своего хозяина. Это и было сословие воинов, самураи.
Но были не только битвы, шла торговля, велся интенсивный культурный обмен. Самурайство имеет много айнских черт.
Это символы с самурайских гербов и знамен:



тоже очень знакомые символы, правда?
Многие обычаи сословия воинов перешли от айнов, например, харакири – обряд ритуального самоубийства, ставший впоследствии одной из визитных карточек японских самураев, изначально принадлежал айнам. Здесь кстати можно вспомнить характерников Славяно-Арийского войска (характерники – буквально: владеющие центром хара. Отсюда «харакири» – выпускание жизненной силы через центр хара, находящийся в области пупка, «к ири» – к Ирию, Славяно-Арийскому Небесному Царству: отсюда же и «знахарь» – знающий хару, c восстановления которой должно начинаться любое лечение).
А вот казак-характерник – правда, они с самураем похожи? И прически похожие – у казака чуб-оселедец на бритой голове, а у японца – тоже голова бритая, но не чуб, а косичка.

Говорят, что этот пучок волос означал принадлежность к знатному роду (а в советских учебниках писали, что казаки – это беглые крестьяне, селившиеся на окраинах Русского государства! Хотя прямым текстом "старым казаком" называется богатырь Илья Муромец в русских былинах). Да, скорее всего, эти люди, в том числе и князь Святослав, принадлежали к тем родам казачьего военного сословия, которые являлись носителями магических способностей, передававшихся генетически (в Ветхом Завете они названы как «сильные в народе»). Они могли уклоняться от стрел, и даже ловить их, могли становиться невидимыми, сводить с ума противника и много чего еще. Самые простые приемы, которыми они владели, сейчас применяются в таком искусстве боя, выживания и целительства, как казачий спас. Они же легли в основу многочисленных японских единоборств, но уже как слабый отголосок тех возможностей, которыми владели наши славные предки. 
Но почему именно такой пучок волос на бритой голове? А у самураев даже были шлемы с отверстием для косички, через которое они эту самую косичку выпускали наружу во время боя. Здесь стоит вспомнить, что у славян волосы считались природным источником жизненных сил. Они не стригли волос, потому что можно было лишиться не только силы, но и здоровья. А помните библейскую легенду про Далилу, остригшую Самсона? Поэтому я думаю, что изначально этот чуб был нужен для усиления магических способностей при помощи вот такой антенны из волос, которая помогала получать силу извне. Ну, а потом уже никто не понимал истинного значения данного предмета, а просто отдавали дань традиции. Да и способностей тех особенных уже не было, потому что все «сильные в народе» были истреблены. Кроме того, биоэнергетики утверждают, что знаменитый чуб располагался прямиком над точкой, которую индийские йоги называют сахасрарой - высшей чакрой. Она отвечает за связь с Космосом (как известно, индийская йога – это тоже искаженные ведические знания).
Японцы боялись открытого боя с айнами и признавали, что один воин–айн стоит ста японцев. Существовало поверье, что особо умелые воины-айны могли напускать туман, чтобы скрыться незаметно для врагов. И здесь опять вспоминается боевая магия славяно-ариев. Но хитростью и подлостью японцы все-таки одолели их.
Еще интересный факт: Американский антрополог С.Лорин Брейс, из Университета штата Мичиган в журнале «Горизонты науки», №65, сентябрь- октябрь 1989г. пишет: «типичного айна легко отличить от японцев: у него более светлая кожа, более густой волосяной покров тела и более выступающий нос».
Брейс изучил около 1100 склепов японцев, айнов и др. азиатских этнических групп и пришел к выводу, что представители привилегированного сословия самураев в Японии являются на самом деле потомками айнов, а не Yayoi (монголоидов), предков большинства современных японцев. Далее Брейс пишет: «.. это объясняет, почему черты лица у представителей правящего класса так часто отличаются от современных японцев. Самураи – потомки айнов приобрели такое влияние и престиж в средневековой Японии, что породнились с правящими кругами и привнесли в них кровь айнов, в то время как остальное японское население было в основном потомками Yayoi». Так что, вполне возможно, что не просто самураи позаимствовали у айнов какие-то элементы их мировоззрения и культуры, но они и были сами потомками этих айнов, перемешавшихся с пришлыми монголоидами и потому сохранившими некоторые внешние проявления той ушедшей ведической цивилизации, но уже без понимания их истинного значения. Отсюда и поклонение всяким духам в синтоизме – это всего лишь испорченные остатки утраченного знания об устройстве мира.
Вот например Окубо Тосимити, наследственный самурай из княжества Сацума, один из "трёх благородных людей", возглавлявших проимператорские силы в борьбе с сёгунатом Токугава. 



А вот еще фото настоящего наследственного самурая:


Кажется, я уже далеко отошла от темы ошибаны, но все эти свидетельства интересны мне в плане исторической справедливости, потому что и китайцы, и японцы, а также индусы, любят говорить о своей великой и неповторимой древней культуре, хотя на самом деле все знания они получили когда-то от наших славяно-арийских предков, да еще исказили их до неузнаваемости.

(продолжение следует)

Комментариев нет: